Свобода вместо фасадов-памятников. Как раскрасить серые города в Кузбассе

Кемеровский художник граффити и уличного искусства рассказывает, как раскрасить город и где не так серо, как в Кузбассе.

Весной на новокузнецкой улице Кирова появился новый мурал. Его посвятили знаменитому новокузнечану — Почётному гражданину города и ветерану Великой Отечественной войны Ивану Рогинцеву. Кузбасс изобилует портретами героев ВОВ и именитых людей. Но нужен ли такой акцент в уличном искусстве региону? «АиФ в Кузбассе» спросил у кемеровского художника стрит-арта Александра Понса.

Уникальным место делают люди.

Анна Городкова, kuzbass.aif.ru: Чего не хватает городу Кемерово и другим городам нашей области? Что мы можем изобразить, показать на уличных стенах такого, что бы делало регион узнаваемыми и нескучными?

Александр Понс: Изобразительного уличного искусства многим городам России не хватает. Как можно их разнообразить? В Екатеринбурге и Шерегеше, например, на фасадах и городских объектах изображены рисунки художников, то есть их авторский стиль, а не заданная определённая тема. В Кузбассе на стенах — герои войны и патриотизм. Разные фасады от разных именитых, хороших художников — это намного круче украшает город, чем фасады-памятники. У нас в регионе и памятники стоят, и парки военные есть, и ещё военные фасады. Также все знают, что Кузбасс — промышленный регион. Зачем подчёркивать, что мы добываем уголь?

Можно вспомнить кемеровский проект 2014 года «Реанимация». По заданию администрации, художники расписывали фасады домов на пр. Ленина героями из сказок или просто фантазийными сюжетами. Это было ярко и интересно. Сейчас подобного очень мало.

— Говорят, что везде хорошо, где нас нет. Где не скучно и не серо?

— Я думаю, что любое место может приесться и наскучить. Затяжная зима и осень задают тон, плюс большое обилие серых, пасмурных домов и оттенков.

Пару лет назад я переезжал жить в Новосибирск, хотел там развиваться в культурном плане, однако вернулся обратно в Кемерово. Мне не понравилась инфраструктура города, его разбитые дороги, угрюмость и унылость в центре. Новосибирск очень классно развит в плане культуры, нам есть, чему у него поучиться, но со временем устаёшь от этих «мегаполисных» движений. В некоторых местах Кемерово даже ярче.

Хороший антипример серости — Екатеринбург. Там уже 13 лет проводится международный фестиваль уличного искусства STENOGRAFFIA. Он открывает городам новых авторов и помогает превратить безликие постройки в местные достопримечательности.

Из индустриального посёлка — в культурный.

— В Шерегеше много лет подряд проходит фестиваль «Окрашено», в котором вы тоже активно участвуете. Задумка авторов — изменить облик индустриального города. Как думаете, это получилось? И можно ли подобное сделать с другими кузбасскими городами?

— Облик Шерегеша определённо изменился. Уже сейчас, гуляя по небольшому посёлку, можно видеть не однотипные панельные серые дома, которые у нас везде, а яркие рисунки на них. Есть даже специальная карта в 2ГИС, где размещена информация о каждом стрит-арте и его художнике.

Это хорошо украшает город и делает его уникальным и узнаваемым. Шерегеш — горнолыжный курорт, куда стекаются тысячи людей. Я более чем уверен, что постоянные туристы замечают новые рисунки и рассказывают о них другим. С помощью «сарафанного радио» люди узнают, что там можно не только скатиться с горы, но и прогуляться по самому посёлку и посмотреть граффити. Хотя и на Зелёной тоже есть разукрашенные объекты, которые дают изюминку.

С другими городами такое можно сделать, но инициатива должна исходить не только от самих художников и создателей фестиваля. В этом обязательно должны быть заинтересованы местные власти и не вставлять палки в колёса в виде неадекватных, бесконечных правок или предложений нарисовать Чебурашку или матрёшку. Художнику нужно дать волю, иначе никакого смысла нет.

— Что делать с теми граффити, которые выцветают?

— Тут есть несколько вариантов. Если граффити выцветает, его либо закрашивают коммунальщики, либо на этом месте рисуют уже что-то другое художники. А если граффити нарисовало какое-то значимое лицо в уличной культуре (именитая персона из Европы или США, например), то может выцветать до тех пор, пока стена не упадёт, потому что оно обозначает некое место славы.

Енот из буквы О.

— Где грань, которая разделяет вандализм и искусство? Вот непонятные «автографы» на остановке или чистом фасаде здания — это вандализм или искусство?

— Думаю, что грань, которая разделяет искусство и вандализм, в профессионализме и уместности.

Из самого слова «искусство» понятно, что это что-то, что делается искусно, то есть профессионально. Если подобные автографы будет делать профессионал, у которого за плечами 10−20 лет работы, и он будет делать это красиво на определённом уместном кусочке стены, то это можно расценить как искусство. Сам тег, непонятно как и где нарисованный, красоты не несёт.

Граффити изначально считались вандализмом, однако времена поменялись. Люди стали пользоваться услугами уличных художников.

— Вашими персонажами являются кот и глаз. Что они значат?

— Изначально я рисовал мультяшного енота (очень нравились еноты) с масочкой на мордашке полосками на хвосте. Он появился восемь лет назад из буквы О — так вышло, что мне нужно было придумать букву О, и у неё было что-то похожее на уши. Вместо отверстия я сделал глаза, и получился персонаж. Постепенно начал слышать на улице от людей, что это лисичка, волк или кот, и решил, что моим персонажем будет универсальное животное. Если захочу, могу переделать его в тигра или леопарда, пририсовав полоски или пятна.

Также часто в работу добавляю глаза. Я люблю смотреть в глаза людей и нахожу их красивыми.

— Вы увлекаетесь граффити с 2006 года, активно участвуете в фестивалях уличной культуры, делаете татуировки в уникальной технике. Для кого ваше искусство?

— Моя аудитория — это люди от 18 до 40 лет, хотя я стараюсь последнее время рисовать различные вещи, чтобы захватить как можно больше возрастных групп. Смотрю в сторону галерейного искусства и думаю, как своих мультяшек сделать более серьёзными.

Уличная культура — она не только для молодёжи. В неё каждый может принести что-то своё, чем увлекался в молодости или увлекается сейчас. Многие представители стрит-арта нашли себя в чём-то другом: граффити привело их к другим сферам деятельности (музыка, дизайн, управление организацией, рисование на холстах). Некоторые аспекты уличной культуры считаются искусством, а искусство — для любого возраста.