Роман навсегда. Учитель истории о новых учебниках про СВО

5 октября в России отмечают День учителя. В этот праздник мы решили рассказать историю одного конкретного учителя, который посвятил профессии 35 лет.

Он посвятил профессии учителя 35 лет. За эти годы нисколько не разочаровался ни в детях, ни в профессии. А всё потому, что по-настоящему влюблён в свою работу. Учитель истории и обществознания Сергей Кудинов рассказал kuzbass.aif.ru о профессии, о взаимоотношении с современными учениками и их родителями. А также о том, как подготовиться к ЕГЭ, чтобы получить высокие баллы.

За детской мечтой.

Инна Сергеева, kuzbass.aif.ru: Сергей, почему вы выбрали профессию учителя? Помните ли свой первый урок?

Сергей Кудинов: К этой профессии я пришёл не сразу. Родился и вырос в деревне. А потому родители настояли на том, чтобы после школы я получил нужную профессию: техника-механика. Окончив техникум, я начал трудиться слесарем в колхозе, потом трактористом. А после армии мне предложили поработать мастером производственного обучения и машиноведения в школе. Видимо, уже тогда заметили во мне педагогическую жилку.

Свой первый урок, конечно, помню. Очень волновался, ведь мои ученики были всего лишь на шесть лет младше меня. Как воспримут? Будут ли слушать? Уважать? К счастью, всё прошло хорошо. Более десяти лет я посвятил такой работе. Но всегда хотел реализовать свою детскую мечту — стать учителем истории. Любовь к этому предмету у меня была всегда. Так я поступил в педагогический университет.

— Трудно ли сегодня преподавать историю? Какие новые темы появились за последний год?

— Историю преподавать всегда сложно. Жизнь меняется, и учебники вместе с ней. Например, в то время, когда я учился, нам ничего не рассказывали о Кронштадтском восстании, теперь эта информация есть во всех учебниках. Сейчас появилась информация о специальной военной операции на Украине. И это хорошо. Я считаю, нужно честно рассказывать ученикам об исторических фактах, приводить архивные данные, знакомить со свидетельствами очевидцев. Показывать плюсы и минусы событий, процессов. А ребёнок уже сам должен делать из этого выводы и выбирать, какая точка зрения ему ближе. Приведу пример. Когда рассказываю о тяжёлых 30-х годах, времени репрессий и расстрелов, говорю о том, что в это время был построен и наш город. Это время небывалой индустриализации и громадных строек.

Всегда учу детей иметь свою точку зрения, не бояться высказываться. Если понимаю, что ребёнок не прав, привожу аргументы, чтобы переубедить в обратном. Помню, несколько лет назад на фоне беспокойной политической ситуации, когда к волнениям привлекали молодёжь, мои ученики тоже спорили со мной о сытой жизни в Европе. Я шаг за шагом, неторопливо пытался объяснить им наши ценности, откуда они пошли и почему сохранились. Половцы, печенеги, татаро-монголы — все эти народности принесли столько бед русским, но они потеряли свою самобытность, растворились. А мы, русские как нация сохранились и остались полноценными.

— Интересна ли история современным ученикам?

— История была интересна очень небольшому количеству учеников. И это те, кто любят её по-настоящему: интересуются, много читают, смотрят фильмы. Как правило, такие увлечённые дети и сдают экзамен по этому предмету хорошо. В прошлом году две мои выпускницы получили по 89−93 балла. Увлечь историей всех нельзя. Но научить уважать предмет можно. Старшеклассники подходят к обучению с практической точки зрения: уделяют внимание тем предметам, которые будут сдавать на ЕГЭ, остальные считают лишними. А я всегда говорю так: от того, что вы не знаете, когда была Куликовская или Бородинская битва, вас не уволят с работы и зарплату не понизят. Но это будет свидетельствовать о вашем недостаточном кругозоре.

Основные исторические вехи и факты нужно знать каждому из нас. Всегда привожу в пример знаменитые слова Михаила Ломоносова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». А ещё я всегда считал и считаю, что учитель не артист. Задача педагога не показать себя и свои знания, а вовлечь в действие учеников, научить их думать и говорить. А потому мой самый любимый и главный приём, который я использую на уроках, — это диалог. Да, не все дети умеют говорить, выражать свою точку зрения, но я им объясняю, что именно поэтому они ходят в школу, чтобы научиться, а мы, учителя, в этом должны им помочь.

Педагог готовит будущее.

— Можно ли ЕГЭ по истории и обществознанию сдать без репетиторов?

— Если вы хотите получить высокие баллы по этим предметам, вам нужно много заниматься дополнительно — самостоятельно или с репетитором. И дело тут не в том, что школа даёт мало знаний или плохо учит — требования к подготовке к ЕГЭ выше, чем школьная программа. Советовал бы начать готовиться к экзаменам за два года. И тратить на это не менее часа в день. Обязательно осваивать теорию, термины.

Если это история, учить даты и события. И параллельно прорешивать тестовые задания. В интернете их много — выбираете любую демо-версию и занимаетесь. Конечно, можно сдать и без репетиторов. В прошлом году один из моих выпускников — мальчик, который посвящал спорту больше половины своего времени, получил 79 баллов по обществознанию. И при этом он готовился сам в перерывах между соревнованиями и занятиями спортом. Тут всё зависит от самого человека.

— Отдельная история — это отношения с родителями. Как учителю оставаться при своих интересах, нужно ли угождать мамам и папам?

— Считаю, что здесь нужны терпение и такт. Всегда пытаюсь разговаривать с родителями и выяснять, в чём причина их претензий или недовольства. Всегда ли в этом виновата школа, учителя, одноклассники, или, возможно, дело в том, что где-то недоглядели они. Да, сейчас мы, взрослые, очень заняты. Но процесс воспитания — это не лекции родителей раз в неделю, а ежедневный труд. Причём самый разный. Какие отношения между родителями? Как папа относится к проблемам ребёнка, вникает ли в них? Как взрослые относятся к школе, учителю? Представьте ситуацию. Мама при ребёнке плохо отзывается об учителе. Открыто говорит, что он не прав, ничего не знает и не умеет. Будет ли педагог авторитетом у ученика? Будет ли ребёнок его слушаться и выполнять задания? И в чём тогда будет причина неуспеваемости?

— Сейчас ни для кого не секрет, что учителей не хватает. Как поднять престиж учителя?

— При выборе профессии на первый план чаще всего выходит экономическая составляющая. И это неплохо. Все мы хотим жить достойно, дать образование детям, купить квартиру. И одна из причин нехватки педагогов в этом. Но не только.

Как-то раз я спросил у своих учеников, стали бы они педагогами, если у них была бы достойная заработная плата. Они сказали «нет». И дело тут в отношении к профессии учителя. Педагог не обслуживающий персонал, он не готовит работника. Он готовит будущее, закладывает основы социализации ребёнка, создаёт его как личность. И когда мы будем относиться к этой профессии именно так, тогда, возможно, что-то и изменится. Тогда и в школе будут работать педагоги с большой буквы. Ведь учитель — это не просто человек, который даёт знания, он учит ребёнка жизни на любом предмете. А научить может только тот, кто любит детей и по-настоящему влюблён в своё дело.