«Требуют действовать быстро, переводить деньги срочно и сохранять все в тайне»: эксперт рассказал красноярцам, как не поддаться на уловки мошенников

В Красноярском крае телефонные аферисты используют около 20 схем обмана.

Источник: Комсомольская правда

А вы знали, что жители Красноярского края в среднем отправляют мошенникам 70−80 миллионов рублей каждую (!) неделю? На какие схемы аферистов чаще всего «попадаются»? Как защититься обмана, и что делать, если вы стали его жертвой?

Об этом слушателям Радио «Комсомольская правда» в Красноярске рассказал начальник отдела Управления уголовного розыска ГУ МВД по Красноярскому краю Руслан Гашимов.

Мошеннических схем не так много, а случаев обмана все больше

Бесстрастные цифры говорят о том, что обуздать мошенничество пока не удается. Почему? Эксперт рассказал об этом подробнее:

— Активное развитие информационных технологий, интернета послужило факторами роста количества подобных случаев. В последние 5−6 лет мы наблюдаем устойчивую тенденцию к увеличению числа зарегистрированных преступлений: примерно на 60−70% из года в год. Исключением стали только 2021−22 годы, когда сохранялся примерно одинаковый уровень.

Сотрудник уголовного розыска поделился, какие схемы обмана используются чаще всего:

— У нас определены основные способы совершения преступлений: их порядка двадцати. Схемы используются примерно одни и те же, за исключением нюансов. Самые распространенные — это звонки фальшивых «сотрудников банков» и «правоохранительных органов» под предлогом совершения несанкционированных операций со счетами. В свете событий на СВО аферисты активно используют предлог совершения финансовых операций в адрес Украины или сообщают жертве, что ее родственник попал в плен, и для облегчения его участи необходимо совершить какие-либо финансовые операции. Также остается актуальной схема «ваш родственник попал в ДТП».

Работают целые колл-центры

Вопреки распространенному мнению, мошенниками зачастую выступают не одиночки. Эксперт пояснил, что работают профессиональные колл-центры (обычно за пределами России). В них сидят специально обученные люди с пошаговыми инструкциями, базами данных клиентов финансовых учреждений (либо списками пользователей интернет-ресурсов) с фамилиями-именами-отчествами, контактными телефонами и адресами.

Гашимов ответил на вопрос, как эти базы оказываются в руках нехороших людей:

— С развитием технологий появляется множество рисков. Мы сами о себе сообщаем данные многим организациям, регистрируемся на сайтах. Нет гарантии, что завтра какой-нибудь неблагонадежный сотрудник этого ресурса не продаст базу данных, либо сайт не подвергнется хакерской атаке, и информация не утечет в общее пользование. В том числе, не исключена и коррупционная составляющая.

Эксперт пояснил, что у мошенников обычно выделяется «специализация»:

— Для каждого вида и способа преступлений характерна своя категория потерпевших. В мошенничестве с продажей «скинов» в компьютерных играх — это дети и молодежь. По схеме «ваш родственник попал в ДТП» чаще обманывают пожилых людей, а при покупке и продаже товаров в интернете жертвами мошенников нередко становятся люди среднего возраста.

Колл-центры обычно специализируются на определенных схемах. Допустим, у них есть справочник телефонных номеров. И они подряд их «прозванивают». Для взявших трубку людей разыгрывается целый спектакль: по ролям, с мужскими и женскими голосами. При этом, мошенники выжидают, когда жертва среагирует, чтобы начать ей подыгрывать.

Полезные советы

Эксперт перечислил, что должно насторожить при телефонном разговоре с незнакомцами:

— Мошенники требуют действовать быстро, переводить деньги срочно и сохранять все в тайне. Запомните: сотрудники полиции и банка никогда не будут требовать от вас совершить финансовые операции или предлагать по телефону возместить кому-то ущерб. Операции по поимке преступников в дистанционном режиме не проводятся. А при покупке товаров и услуг в интернете имейте в виду: если цена значительно ниже рыночной, то вероятнее всего это обман.

Нужно понимать, что у злоумышленников почти нет информации о тех, кому они звонят: они получают сведения от своих жертв. Те сами называет имена родственников, которых «узнают» из описания ситуаций. Аферисты просто подыгрывают. При получении сомнительных звонков надо положить трубку и позвонить родственникам и рассказать им обо всем.

Руслан Гашимов рассказал, что делать, если вас обманули:

— Действовать сразу. Часто люди обращаются в полицию только когда окончательно убедились, что их обманули. Бывает, через неделю после случившегося или месяц общения с аферистами.

Но, в первую очередь, оцените, какую вы сообщили мошенникам информацию. Если с ее помощью можно совершить хищение накоплений, нужно звонить в свой банк и просить принять меры по блокировке счетов или перевода, если он уже совершен.