В Сочи появился первый знак, запрещающий движение электросамокатов

Его установили на главной пешеходной улице Навагинской. Однако в воскресенье корреспондент «РГ» за небольшой промежуток времени насчитала здесь шесть лихих наездников. Любителей езды на электросамокатах, ставших настоящим проклятием для пешеходов, явно не испугали обещанные 500-рублевые штрафы.

Источник: Российская газета

Да и скорость в 25 километров никто не соблюдал, хотя компаниям по прокату рекомендовано ограничивать ее до 10 километров в час в местах массового скопления людей. В общем, грозный дорожный знак «Движение на средствах индивидуальной мобильности (СИМ) запрещено» ничего пока не изменил.

Дело в том, что эти ограничения касаются только прокатных электросамокатов, а на частных по-прежнему можно гонять хоть 50 километров в час, пока сотрудники полиции их не остановят.

Эдуард Багдасарян
член автономной некоммерческой организации «Институт урбанистики “Импульс Сочи”

Для движения электровелосипедов и самокатов нужно отвести специальную полосу.

Кстати, ездить на электросамокатах вдвоем или втроем, а также гражданам в состоянии опьянения или младше 14 лет без сопровождения взрослых запрещено. Электросамокат должен иметь вес не более 35 килограммов и мощность двигателя не выше 250 ватт. Тот, который мощнее, не считается СИМ, и носиться на нем по тротуарам и велодорожкам нельзя.

Но по факту на более мощных СИМ просто «правильные» наклейки. Получается, проблема решена только на бумаге, а на практике аварии происходят все чаще. По данным Госавтоинспекции Сочи, с первого марта зафиксировано восемь происшествий. Один из последних резонансных случаев произошел как раз в центре курорта. Мужчина на электровелосипеде на высокой скорости въехал в толпу, сбив беременную женщину, переходившую на зеленый сигнал светофора.

Одними запретами мы не решим проблему. Если пять лет назад электровелосипеды и самокаты были, скорее, развлечением, то теперь стали полноценными транспортными средствами, решившими вопрос передвижения и составявшими альтернативу автомобилям. Этот тренд перехватили кикшеринговые компании. Наша задача — создать СИМ-инфраструктуру. Для движения электровелосипедов и самокатов нужно отвести специальную полосу, отделенную от автомобилей и пешеходов.

Эдуард Багдасарян

Не менее серьезная проблема — парковка электросамокатов: требуются специальные места, возможно, в том числе и подземные парковки — пока известно лишь об одном подобном проекте, который должен быть отражен в новом генплане Сочи.

— Настройки нашего сервиса никогда не давали самокатам ехать быстрее 25 километров в час, — отметил Сергей Карлов, руководитель направления по взаимодействию с органами власти одной из компаний по кикшерингу, представленной в том числе и в Сочи. — В 2021 году наша ИТ-команда разработала механизм, позволяющий снижать скорость самоката в определенных зонах. Мы обозначаем такие зоны в местах большого скопления людей: попадая в нее, самокат автоматически не едет быстрее 15 километров в час.

Есть и зоны запрета поездок. Настройки (весь парк управляется системно) и обучающие пользователей материалы на момент вступления в силу правил дорожного движения о СИМ уже соответствовали им: учитывали вопросы безопасности для всех. В компании всегда исключали возможность оставить самокат где попало, открыли виртуальные парковки. Но в городе необходимо сделать следующий шаг к организации инфраструктуры — нанести разметки этих парковок, так пользователю легче припарковать самокат аккуратно.

Напомним, с первого марта 2023 года вступили в силу изменения в правилах дорожного движения в отношении езды на электросамокатах. Раньше водители электросамокатов приравнивались к пешеходам, но наконец в правилах дорожного движения появилась категория «лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности».

— Пользователи средств индивидуальной мобильности — а это самокаты, гироскутеры, сигвеи — стали полноценными участниками дорожного движения, а значит, несут ответственность за свое передвижение — отметил директор департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Сочи Вячеслав Бауэр. — На заседании городской межведомственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения было принято решение о целесообразности установки дорожных знаков 3.35 «Движение на средствах индивидуальной мобильности запрещено» в местах массового скопления пешеходов.

Число таких зон планируется увеличить до 23. Местные власти пообещали учесть пожелания пешеходов, а также опыт глав других городов в регулировании движения электросамокатов в местах массового скопления людей.

Кстати.

В Сочи к административной ответственности привлекли более 120 пользователей средств индивидуальной мобильности. Ситуация печальна и на других курортах. Например, в Геленджике на электросамокатчиков составлено примерно 500 протоколов.

Летящие монстры

Когда этот номер уже готовился к печати, пришло еще одно сообщение на данную тему. В центре Краснодара на улице Красной неизвестный на электросамокате сбил няню с 10-месячным ребенком на руках. Как сообщили в пресс-службе следственного управления СКР по региону, самокатчик с места происшествия скрылся, а женщина и малыш получили травмы. Идет поиск злоумышленника.