Что актриса из Красноярска увидела на Донбассе

Некоторые представители культуры после начала СВО предали и уехали. Своим поступком артистка решила показать, что их гораздо меньше, чем нас.

Источник: Личный архив героини

Актриса Красноярского драматического театра им. А. С. Пушкина Наталья Горячева, недавно вернувшаяся с Донбасса, говорит, что эта поездка перевернула её сознание. «Там нет рампы, полных залов и оваций, но именно там понимаешь, что всё это шелуха, которая мгновенно слетела и оказалась в тех условиях ненужной», — говорит народная артистка России. О своих впечатлениях она рассказала в интервью krsk.aif.ru.

«Своя флешка»

Татьяна Фирсова: Наталья Геннадьевна, вы недавно вернулись из поездки на Донбасс, где вместе с вашими коллегами по цеху выступали с концертами. Как пришло решение побывать в зоне спецоперации?

Наталья Горячева: Не могла не поехать. Казалось бы, в жизни всего достиг­ла: народная артистка, занята во многих спектаклях. Чего ещё желать? Но сейчас очень важный момент — когда культурный код просто необходим, а ты можешь оказаться по-настоящему полезной.

Ещё до поездки вместе с моей подругой, профессиональным волонтёром Галиной Ястребовой, мы начали работать над проектом «СВОя флешка». Галина, которая много общается с красноярскими бойцами, рассказала, что ребята с передовой однажды сказали ей, что хотят слышать не только федеральных артистов, но и своих, местных.

Особенно запомнились слова бойца, который сказал, что он может умереть и не услышать, например, симфоническую музыку, настоящий голос артиста, что никогда не был в театре…

Тогда мы решили привлечь в проект представителей нашей красноярской культуры. Каждый из них вносит в него свой вклад: читает стихи, поёт, предоставляет картины, исполняет симфоническую или органную музыку. Записываем это в студии института искусств и переносим на флешки, которые отправятся нашим бойцам.

Проект стал своего рода точкой отсчёта, без него поездка на Донбасс вряд ли состоялась бы, потому что в её подготовке принимали участие все, кто имеет отношение к реализации проекта «СВОя флешка»: красноярское отделение Народного фронта, краевая Общественная палата, ветеранские сообщества.

— И всё-таки поездка требовала определённой решительности.

— Поехала не только я, но и концертмейстер театра оперы и балета им. Дмитрия Хворостовского Полина Осипова. А также солист Красноярской государственной филармонии Виталий Осипов, артист нашего театра Владимир Абакановский и председатель правления общественной организации «Заставы Отечества» Александр Костюченко. Признаюсь, я довольно долго принимала решение, ехать или нет, взвешивала все «за и “против”. Мне было крайне важно не быть этакими “выступальщиками под минусовку”.

К тому же не хотелось отвлекать военных от их задач, быть для них обузой в плане нашей охраны. Ведь журналисты и артисты для врага — цель номер один. Буквально на следующий день после нашего приезда погиб известный журналист РИА Новости Ростислав Журавлёв.

Знаете, что перевесило? Раскол, который произошёл в нашей актёрской среде. Некоторые представители культуры после начала СВО предали и уехали. Своим поступком я решила показать, что их гораздо меньше, чем нас.

Нельзя соврать…

— Какой путь проделала ваша агитбригада, где выступали?

— Давали концерты в госпиталях, на улице перед лечебными корпусами, перед бойцами, только что вернувшимися с фронта. Первым пунктом был Ростов-на-Дону, затем госпиталь Новочеркасска. Потом отправились в прифронтовую зону — Донецк и Докучаевск.

— Сердце не билось чаще, когда туда ехали, ведь эти города постоянно находятся под обстрелами?

— Признаюсь, было напряжённо. Сопровождающие нас военные внимательно отслеживали движение автомобилей, чтобы не наехать на мину, чтобы нас не заметили «птички» — дроны. На подъезде к Донецку больше всего поразила депрессивность территории. Жизнь словно замерла. Солнце светит, на полях подсолнухи, но везде разрушения. И птицы не поют… Апокалипсис какой-то…

Выдохнули в Мариуполе, который военные называют курортом, поскольку это достаточно безопасная зона. Выступали в расположении, куда привозили с линии фронта на отдых бойцов, ещё не остывших от боёв. Глядя в их глаза, в которых так много боли от всего увиденного и пережитого, сам становишься настоящим. Там нельзя соврать или схимичить… Ты должен оставаться честным, правдивым в прямом контакте с этими людьми — настоящими героями. От этого сам испытываешь сильные эмоции.

Мы много общались после концерта с ранеными. Ребята рассказывали, где они живут, о своих жёнах, детях, просто хотели подержать за руки. Такие поездки — это связь, которая вдохновляет их и нас.

После одного из концертов нас к себе забрала бригада и на разминированном куске пляжа устроила настоящий пикник. Жарили мясо, варили плов, им тоже хотелось нас отблагодарить и показать своё гостеприимство (Улыбается).

В Краснодар на концерт чуть не опоздали из-за теракта на Крымском мосту, потому что попали в огромную пробку. График был очень плотным, мы мало спали, но всегда старались быть в форме и выходить к зрителям подтянутыми, в концертных костюмах.

Русское вырывалось с корнем

— Что входило в репертуар, с которым вы выступали? Песни, стихи, монологи из спектаклей?

— Концерт-спектакль строится по принципу «без цифры», то есть мы исполняли все номера живым голосом, а не под минусовку. Репертуар состоял из песен выдающихся советских композиторов и исполнителей, инструментальных фрагментов. Он был аналогичен тем, с какими выступали агитбригады во время Великой Отечественной войны, но в современном звучании.

В концерте, который мы назвали «Всё для Победы», прослеживалась связь времён, он вдохновлял и просвещал. Исполняя песни Клавдии Шульженко, я рассказывала о певице, об интересных фактах её биографии.

Виталий Осипов исполнил песни Утесова, Магомаева, Хиля и других артистов Советского Союза. В нашей программе звучала сказка «О Сапоге германском, Макароне итальянском да Мыльном Пузыре румынском» времён Великой Отечественной войны, которую мне передал старейший актёр нашего театра. Шестилетним мальчиком он читал её в госпиталях.

Местные жители благодарили, просили приехать ещё. Говорили, очень хотят, чтобы наш концерт увидели дети. Потому что, когда Донбасс был украинским, всё русское вырывалось с корнем, и до сих пор у молодёжи нет этого культурного кода. Своим выступлением мы возвращали людей в хорошую, правильную жизнь, которая обязательно будет.

Люди в это верят, как и наши бойцы. Многие из них в зоне СВО по убеждению. Общалась с военным, у которого трое детей, а он там. Знакома с предпринимателем, у которого налаженный бизнес, но он уехал в ДНР.

Знаете, они даже не ездят в отпуск, потому что тяжело отрываться от мирной жизни и возвращаться назад.

— Что стало самым запоминающимся в поездке?

— Раненые мальчишки, которые младше моего сына, в Новочеркасском госпитале, им по 18−19 лет. Они ходили за мной хвостиком, и моё материнское сердце разрывалось от жалости. Им хотелось прислониться, постоять рядом. Я прижимала их к себе и гладила по голове…

— Можно ли сказать, что поездка на Донбасс — определённая веха в вашей жизни?

— Побывав там один раз, многое переоцениваешь. Там нет рампы, полных залов и оваций, но именно там понимаешь, что всё это шелуха, которая мгновенно слетела и оказалась в тех условиях ненужной. Этим настрадавшимся людям, военным, детям, которые никогда не слышали настоящей эстетики исполнения, я должна показать этот мир. В этом моя миссия, и я обязательно туда вернусь.