Строили в чистом поле, а теперь забирают. Жители Молодежного под Иркутском борются за землю

Жители Молодежного под Иркутском борются за землю.

6фотографий

Коттеджный поселок в Молодежном по Байкальскому тракту считается элитным. На территорию заезжаешь через пункт охраны. Шлагбаум открывается автоматически (система сканирует пропуск на лобовом стекле), заасфальтированные дороги вычищены, вокруг нет ни мусора, ни свалок, ни заброшенных пустырей. Местные ребятишки играют на детской площадке или гоняют мяч на стадионе. Машины едут на удивление медленно и даже ноу-хау есть: на перекрестках установлены зеркала, чтобы водители видели, что происходит за поворотом. Словом, чисто, комфортно и безопасно.

Рисовали проезды и бурили скважины

Только создавался этот райский уголок ныне комфортной жизни не застройщиком. Многим, кто сегодня живет в Молодежном, несложно вспомнить, как все начиналось: как 30 лет назад, в 1990-х, получали участки или позже покупали, как скидывались на свет, воду и дороги, нанимали людей и технику, вкладывали в инфраструктуру поселка, в котором хотели счастливо жить на пенсии. А сегодня идиллия загородной жизни под угрозой. Прокуратура направила иск в Иркутский районный суд с требованием передать землю, на которой находятся проезды и коммуникации, в собственность муниципалитета. Люди переживают не за то, что де-юре лишатся асфальта, подстанций или водонапорных башен, а за то, что кто и как будет все это содержать.

— У нас три чата, где мы постоянно обсуждаем, как проходят судебные заседания. Жители шокированы происходящим, — говорит Валерий Саловаров. Он построил здесь дом в 1997 году. Энергетик в прошлом, он и сейчас отвечает за сети в поселке. Член правления ТСН «Молодежное», как эксперт помогает в вопросах электроэнергии.

— Это было чистое поле, где сначала рисовали, а потом прокладывали проезды, ставили столбы, проводили электричество, бурили скважины для воды, — говорит он.

— Ни рубля из бюджета региона, района или муниципалитета никогда не получали, — добавляет Татьяна Гусева, председатель ревизионной комиссии ТСН «Молодежное». Она следит за тем, чтобы деньги жителей расходовались правильно. Живет в поселке почти с основания. — Помню, как мы ходили в резиновых сапогах от ИСХИ. Ровно 45 минут. С самого первого дня платили взносы и на них решали вопросы.

2000 рублей за чистоту и уют

Таких историй, как под копирку, сотни. В поселке проживает около трех тысяч человек. Построено более 700 домов. Владельцы примерно 640 усадеб, то есть подавляющее большинство, являются членами некоммерческой организации товарищества собственников недвижимости (ТСН) «Молодежное». По сути, это та же управляющая компания. В штате 9 человек, есть правление из активных жителей, все вопросы на их контроле, решения принимаются на общих собраниях. При этом те собственники, кто не входит в ТСН, не желая платить членские взносы, пользуются той же дорогой и никто им не препятствует.

— Наши сантехники круглосуточно на посту и даже в новогоднюю ночь могут устранить аварию. Также работаем с подрядчиками. В домах всегда есть вода и свет! — рассказывает главный бухгалтер ТСН Евгения Платонова. — Членский взнос составляет 2000 рублей в месяц, меньше чем за квартиру в городе. Наш годовой бюджет — 28 миллионов рублей, из них только 12 миллионов тратится на ремонт и содержание 30 километров проездов в поселке. К слову, в самом муниципалитете столько же дорог и на них расходуют намного меньше. Также за 2000 в месяц жители получают воду и электроэнергию, охрану. Благоустраиваем детские площадки, убираем их, проводим праздники! Приезжайте!

— А что если ТСН не станет? — спрашиваю.

— Полный крах, — говорит Николай Шаталов. Он на пенсии, но мастерство инженера очень пригождается. Николай Дмитриевич входит в рабочую группу по дорогам. — За каждой ямой следим, сразу же вносим в список, засыпаем гравием, а летом делаем хороший ремонт. Грузовики заезжают по пропускам, весной же, в распутицу, въезд на месяц закрывают, чтобы сберечь то, что создавалось с таким трудом.

— А кто ж сюда «чужой» поедет? — продолжаю.

Жители пожимают плечами и делятся слухами:

«На берегу Ангары хотят построить поселок. Уже якобы и дорогу подводят к нашим воротам — в чатах соседских обсуждали. Может, поэтому сыр-бор разгорелся?! У нас ведь проезды уже есть, а так надо прокладывать дорогу с трассы, что дорого».

И даже если это всего лишь тайный смысл, опасения людей понятны.

— Я в конце 1990-х переехала из Братска, продав там квартиру. Купила участок с недостроенным домом, отдавая зарплату на благоустройство. Сейчас мне почти 60 лет, я продолжаю работать. И чем больше каждый из нас вкладывает в развитие поселка, тем дороже становится земля, — рассказывает Евгения Платонова.

Прокурорская проверка и суд

Поселок появился на карте в 1992 году, когда глава администрации Иркутского района издал постановление об отводе земельного участка площадью 98,9 га пашни из земель учхоза. Первые новоселы создали товарищество, оформили документы, стали строиться. Поставили 39 подстанций, провели 800 столбов линий электропередачи, проложили водопровод…

Затем новый Земельный кодекс продиктовал: землю, которая находится в бессрочном пользовании у юрлиц с такой организационно-правовой формой, как ТСН и ТСЖ, необходимо оформить либо в аренду, либо в собственность.

— Тогда мы обратились в минимущество и вернули первоначальное назначение земли — «земли общего пользования» — и подали заявление в правительство Иркутской области на выкуп данного земельного участка в собственность членов товарищества, — объясняет председатель ТСН «Молодежное» Алексей Бельков. — Таким образом, заключили договор купили-продажи. Стоимость сделки, согласно кадастровой оценке, составила один рубль. В итоге в 2019 году земля, на которой находятся наши проезды, подстанции, водопроводы, была оформлена в собственность ТСН.

На руках у ТСН соответствующее распоряжение правительства Иркутской области, но это не дает покоя «неопределенной» группе лиц. В прокуратуру несколько лет назад обратились 17 человек (сейчас их 7), которые считают, что дороги муниципальное. Разумеется, они не являются членами ТСН и взносы не платят.

— Ранее суд признал договор купли-продажи недействительным, однако, выражаясь юридическим языком, без наступления последствий, то есть без передачи земель муниципалитету. Договора теперь нет, а собственность есть. Однако сегодня рассматривается еще одно дело, где прокуратура настаивает уже на лишении собственности, — добавляет Алексей Бельков. — Мы продолжим бороться в интересах трех тысяч жителей поселка!

— Важно, что наши дороги таковыми даже не являются, по документам — это проезды к нашим домам, — добавляет Анна Краснозвездова. — А как быть тогда с садоводствами, которых сотни, теперь и внутри СНТ надо забрать проезды?! Кто будет за ними ухаживать, ремонтировать, содержать? Все развалится без хозяйского управления.

Ранее жители направляли обращения властям всех уровней, но не получили поддержки. Прокуратура Иркутского района ситуацию до окончания судебного процесса не комментирует, а представители администраций Молодежного МО и Иркутского района возражают против иска.

ЗВОНОК В МУНИЦИПАЛИТЕТ

Александр СТЕПАНОВ, глава Молодежного муниципального образования:

В бюджете денег на содержание поселка не предусмотрено.

— ТСН как микрорайон муниципалитета существует больше 30 лет, и все это время люди за свои деньги строили там инфраструктуру. Проложили систему водоснабжения и водоотведения, построили электросети, дороги. Если предположим, что дороги перейдут муниципалитету, то столкнемся со сложностями. При аварии на водопроводе, который находится под асфальтовым покрытием, жителям нужно будет получать у нас разрешение на проведение работ. Все это займет время, а коммуникации требуют постоянного обслуживания и ремонта. Но самое главное, ни в годовом бюджете, ни в трехлетнем не предусмотрены средства на содержание и ремонт дорог в поселке.

КОМПЕТЕНТНО

Мария ХАЛТАЕВА, председатель КУМИ Иркутского района:

Дело непростое, но мнение граждан — главный аргумент.

— Необходимо учесть, что население заинтересовано самостоятельно обслуживать свои дороги и коммуникации. Это сложилось с 1992 года, когда жители получили землю без инфраструктуры и создали все в процессе ее эксплуатации. Земля находится в частной собственности, четко определен круг владельцев — ТСН и его члены. Кроме того, дороги не используются для проезда между населенными пунктами, а только обеспечивают нужды жителей поселка.