Новое нижегородское метро нужно и студентам, и вузам

«Российская газета» совместно с Всероссийским обществом охраны природы и ГК «Моспроект-3» в связи с расширением линий Нижегородского метрополитена 24 января провела круглый стол по теме «Новое метро для нового поколения» («Новое метро Молодежной столицы»). Обсуждения прошли в Техническом университете им. Р. Е. Алексеева (НГТУ).

Выбранная тема неслучайна. Нижний Новгород — студенческая столица Приволжья. В этом году город получил статус Молодежной столицы России, начата реализации проекта строительства здесь большого IT-кампуса. Поэтому вопрос о том, как студентам быстрее и комфортнее добираться от дома до учебы, чрезвычайно актуальный.

Ректор НГТУ Сергей Дмитриев уверен, что выпускники и студенты вуза готовы строить новое метро. Фото: Пресс-служба НГТУ им. Алексеева

Как молодежь может поучаствовать в развитии метро? Готовы ли нижегородские вузы готовить кадры для строительства и эксплуатации метрополитена? Об этом и многом другом говорили участники круглого стола.

— Мы готовы к подготовке кадров для метро и уже делаем это — готовим практически все необходимые для отрасли специальности. А наши выпускники-энергетики уже работают в проекте, — сообщил в приветственной речи ректор НГТУ Сергей Дмитриев.

До 2025 года в Нижнем Новгороде появятся две новые станции метро в центральной части города — «Площадь Свободы» и «Сенная». Они станут продолжением Автозаводской ветки. В зоне пешей доступности от этих станций находятся несколько вузов Нижнего Новгорода. Кроме того, идет проектирование Сормовской ветки, строительство которой может начаться уже в этом году.

Председатель Нижегородского городского отделения Российского союза молодежи Анастасия Шокурова рассказала: из ее бесед с молодыми горожанами становится ясно, что строительству метро они скорее рады и отмечают для себя его близость к университетам.

— Им нравится слоган «Неудобства временны — комфорт навсегда», но они плохо знают историю нашего метро, историю появления станций. Думаю, на экранах в вагонах для того, чтобы заинтересовать пассажиров, можно делиться интересными фактами, а не только показывать рекламу, — добавила Анастасия.

Руководитель нижегородского отделения Российских студенческих отрядов Александра Панина напомнила, как тяжело приходится пока добираться ребятам из нижней части города в нагорную и что российские студенческие отряды с огромной радостью включатся в процесс строительства метро.

Заместитель заведующего кафедрой «Автомобильный транспорт» НГТУ Михаил Корчажкин отметил, что студенты ждут от нового метро прежде всего высокой регулярности сообщения и разветвленности сети. При этом важным моментом является наличие пересадочных тарифов для использования нескольких видов транспорта и льгот для учащихся.

— При обширном внедрении выделенных полос для движения городского транспорта можно будет быстрее добраться до станций метро. По нашим оценкам, количество поездок с пересадками должно значительно вырасти с введением новых станций метро, — добавил Михаил Корчажкин.

Кстати, именно эта кафедра и студенты НГТУ принимали участие в организации опросов жителей и подготовке программы развития новой маршрутной сети нижегородской агломерации.

Руководитель пресс-службы Нижегородского государственного лингвистического университета Марина Булгакова уверена, что метро — это плюс и для студента, и для вуза.

— Появление станции метро в непосредственной близости от нашего вуза значительно повышает шансы того, что иногородние студенты выберут именно нас. Опрос, проведенный в наших группах ВК и Телеграм, показал, что примерно пятая часть студентов готова отказаться от автобусов в пользу метро или найти квартиру подешевле и поближе к метро, — пояснила Марина Булгакова.

Руководитель пресс-службы НГЛУ Марина Булгакова предположила, что иногородние студенты станут чаще выбирать их вуз из-за близости к новой станции метро. Фото: Андрей Чугунов/РГ

Для Архитектурно-строительного университета (ННГАСУ) новые станции метро также станут хорошим подспорьем.

— Появление станции «Горьковская» в свое время увеличило удобство для наших студентов. Но у нас много учится тех, кто живет на Бору, — заметила проректор ННГАСУ Светлана Лихачева. — Для них появление станции «Сенная» будет столь же важно в плане сокращения времени в пути, от дома до места учебы.

Профессор ННГАСУ Александр Иванов призвал студентов подумать о том, как улучшить безопасность в метро.

— Это ведь зона стресса, там высокий уровень шума. А еще вибрации, высокое напряжение. Ключевым элементом для обсуждения должны стать и пересадочные узлы — в их создании молодежь тоже может сыграть большую роль.

Руководитель группы экомониторинга Общественного совета Минприроды Элмурод Расулмухамедов добавил, что метро — это живой, развивающийся организм. И здесь важна творческая энергия молодежи.

— Например, при строительстве метро и дорог в горах в Китае для стабилизации мерзлоты под полотном использовали разработку красноярских студентов для отвода тепла. В российских метрополитенах также большой простор для технического и иного творчества, — уверен эколог. — Например, нашим активистам удалось добиться реализации идеи с включением в московском метро музыки. Сейчас идет работа над продвижением инициативы включать пение птиц, которое помогает снятию стресса. Это можно было бы запустить и на нижегородских станциях.

Студент 2-го курса НГТУ Кирилл Маринкин обозначил некоторые болевые точки, существующие сейчас в нижегородской подземке.

— Есть проблема в визуализации нынешней схемы метро. На картах и в интернете она одна, а в вагонах — другая. Нет обозначений сторон света. Для туристов это создает сложности. Еще можно бы сделать линии безопасности на всех платформах подсвечиваемыми, как на станции «Горьковская». Ну и провести мобильный интернет. Надеюсь, на новых станциях все это будет. И хорошо бы модернизировать пути в районе проспекта Ленина для снижения уровня шума и тряски в метро.

Для молодежи метро нужно сделать не просто способом перемещения из точки А в точку Б, это может быть приключение, считает блогер-урбанист, автор канала Moscow Walks Александр Усольцев. Он высказал идею о создании молодежного культа, собственной системы координат, уникальных «фишек», которые привлекут молодежь в метро.

Блогер Александр Усольцев предложил проводить в метро квесты. Фото: Андрей Чугунов/РГ

— Например, в Москве проводились метроквесты, когда надо что-то найти на определенной станции. В Нижнем Новгороде их тоже можно проводить. Параллельно люди узнают историю, архитектуру. Еще вариант — коллекционирование транспортных карт. Они есть разные, в том числе и корпоративные. Сейчас в Москве за такими раритетами идет настоящая охота.

(Кстати, именно НГТУ совместно с оператором платежей на транспорте компанией «СитиКард» первым выпустил кобренд-карту к своему 105-летнему юбилею.).

— Мы постоянно говорим о том, что метро позволит избежать пробок, разгрузит магистрали, позволит людям быстро добираться до центра города и обратно к себе домой, но метро — это не просто транспортная система, а целая система координат. Например, в Москве уже давно говорят: живу рядом с такой-то станцией метро. А это значит, что транспортная сеть стала непременным атрибутом городской навигации, — подчеркнул Александр Усольцев.

Продолжая мысль урбаниста, блогер-эколог, заместитель председатель Московского городского отделения Всероссийского общества охраны природы Георгий Каваносян обратился к метростроевцам с просьбой включить в проект станций специальное место, которое могло бы, к примеру, стать точкой встречи друзей или даже свиданий.

Закрывая обсуждение, проректор по молодежной политике Нижегородского государственного технического университета Кирилл Гончаров выразил надежду, то когда-нибудь появятся станции и Верхних Печерах, и на проспекте Гагарина.

Фото: Ярослав Гунин

— Метро во всем мире — это рельсовый каркас города, вокруг него строится вся транспортная система. Это маховик, который будет раскручиваться. И наше новое метро может стать еще одним брендом Нижнего Новгорода. А быстрая доставка позволит сделать туристически привлекательными не только центр города, но и другие районы, — отметил он.