Вылившийся в воду Лены бензин оценили почти в миллиард

Много это или мало для сибирской компании.

Источник: РИА "Новости"

Наконец-то — спустя месяц — контролирующие структуры оценили ущерб от вылившегося в реку Лену после столкновения двух танкеров бензина. Об этом сообщил в своем телеграм-канале депутат Госдумы от Иркутской области Георгий Арапов. Он даже опубликовал письмо-ответ от Генпрокуратуры РФ.

Для начала напомним ситуацию. 12 июня 2023 года нефтеналивной теплоход «Ерофей Хабаров» шел по реке Лене с грузом бензина в своих емкостях- «танках». Судно двигалось в Якутию, а конкретно — в Олекминск. В районе поселка Алексеевск на Алексеевской ремонтной базе в порту стоял танкер ТР-901. Он был на ремонте. Первый помощник капитана «Ерофея Хабарова» не справился с управлением и столкнулся со стоявшим на ремонте ТР-901. И столкнулся хорошо — одна из емкостей лопнула, и в реку вылилось 82 тонны бензина.

Танкер «Ерофей Хабаров» принадлежал Ленскому объединенному речному пароходству (Якутия). Ремонтируемый ТР-901 — ООО «Алексеевская РЭБ флота».

Практически сразу же стало известно, почему по трудному участку реки Лены, где много судов, «Ерофея Хабарова» вел помощник капитана, а не сам капитан. Капитан был пьян. Конечно, ЛОРП с этим не согласилось, и в опубликованном наспех релизе было написано, что проводится проверка, капитан не управлял судном, его также проверяют на трезвость… И вообще, мол, команда танкера ТР-901 не предпринимала никаких мер для избежания столкновения! Они, мол, тоже виноваты! То, что ТР-901 стоял в порту на ремонте, пресс-служба ЛОРП как-то упустила из виду.

Предварительной причиной инцидента в Генпрокуратуре назвали нарушение правил судовождения. Также в письме указано, что в отношении руководства ПАО «ЛОРП» было возбуждено уголовное дело по факту выпуска в рейс судна, находившегося в технически неисправном состоянии. Получается, что помощник капитана вроде как и не сильно виноват?

Пока считали виновных и количество слившегося в реку бензина, в Киренском районе объявили режим ЧС и попросили жителей населенных пунктов ниже по течению Лены не купаться, не пить и не использовать воду из реки для хозяйственных нужд. Также не рекомендовалось ловить рыбу.

Потом стали считать, когда же бензиновое пятно придет в Якутию, а также поинтересовались, что будет делать якутская сторона — кстати, правительство Республики Саха является владельцем ПАО «ЛОРП», которому принадлежит «Ерофей Хабаров». Тогда говорили, что уже 15 июня пятно будет в якутской части Лены. При этом якутское правительство заявило, что проблем вообще не видит и пятна к этому времени на реке не будет. Бензин — он очень быстро испаряется. Не доплывет, короче. Кстати, 15 июня Роспотребнадзор заявил, что превышения содержания нефтепродуктов в реке Лене он не нашел. Однако режим ЧС сняли только 27 июня.

Потом «Ерофей Хабаров» куда-то делся до окончания следствия. Уже позднее стало известно, что танкер отбуксировали на ремонт в поселок Пеледуй.

И вот теперь Братский отдел государственного экологического надзора межрегионального Управления Росприроднадзора по Иркутской и Байкальской природной территории выдал приблизительную первичную оценку ущерба. И тут охнули все: 839 миллионов рублей — это вам не просто так! Причем экологи заявили, что оценка крайне предварительная, сейчас проводится судебная экспертиза, которая все точно установит, и тогда Росприроднадзор отправится в суд с требованием данный ущерб компенсировать.

При взгляде на сумму ущерба становится интересно: из чего получаются такие цифры? Есть методики расчетов экологического ущерба, которыми пользуются при данных расчетах. Туда входят финансовые потери организации, на объекте которой произошла авария, расходы на ликвидацию ущерба, компенсации пострадавшим в результате аварии гражданам, потери государства, вред окружающей среде. Есть формула расчета размеров нефтяного пятна, формулы расчета испарений нефтепродуктов с поверхности воды, базовые коэффициенты платы за загрязнение воздуха и воды, время испарения и т. д. Бензина вылилось много — и хорошо, что он еще не загорелся. А ведь мог.

Ущерб, вероятнее всего, будут взыскивать с причинителя этого самого ущерба. Бензин вылился с «Ерофея Хабарова», он принадлежит ПАО «ЛОРП», посему платить — пароходству. Остается им только надеяться, что экспертиза пересчитает ущерб в сторону уменьшения. А ведь если бы команда «Ерофея Хабарова» сразу же сообщила о ЧП спасателям, сразу же выставила боновые ограждения, засыпала сорбент и сразу же начала перекачку бензина из поврежденной емкости в другую — пусть даже попросив о помощи другие суда в порту — такого немаленького ущерба можно было бы избежать.