Чей Крым: как хабаровчане противостоят телефонным мошенникам

Несколько способов заставить аферистов или спамеров повесить трубку.

Хабаровчане, как и жители других регионов нашей страны, практически в ежедневном режиме сталкиваются с попытками телефонных мошенников украсть их деньги. При этом граждане пытаются противостоять этим уловкам, придумывая свои способы. Корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня» собрал несколько советов.

— Мне мой хороший товарищ посоветовал при звонке от телефонных мошенников задавать им простой вопрос — чей Крым. Дело в том, что большинство колл-центров, откуда звонят многочисленные лжесотрудники СК, полиции, служб безопасности банков и так далее, расположены на Украине. На Петербургском международном экономическом форуме в июне этого года озвучили данные, что там работает свыше 200 центров, которые атакуют россиян. Все звонки, скорее всего, контролируются и записываются СБУ. Для оператора украинского мошеннического центра признать вслух, что Крым российский, может быть чревато возбуждением уголовного дела. На Украине это считается преступлением. Уже трижды, я задавал вопрос псевдоследователям, спрашивал чей Крым. Они как ужи на сковородке пытались уйти от ответа, говорили: мол, наш. А чей — наш? — уточнял я. В конце концов телефонные аферисты просто бросали трубку, — рассказал хабаровчанин Илья С.

Кстати, по имеющейся информации, спецслужбы киевского режима распространили среди подконтрольных им мошеннических колл-центров новую методичку, где на вопрос о принадлежности Крыма советуют уклончиво отвечать, что этот полуостров является «военной базой России».

Но можно тогда спросить о принадлежности Донецка или Луганска. Хотя даже правильный ответ на подобные вопросы не гарантирует, что вам позвонил настоящий сотрудник правоохранительных органов или службы безопасности банка.

— Важно помнить, что сотрудники МФЦ, Центробанка, других банков, правоохранительных органов никогда не будут связываться с гражданином через WhatsApp. И уж тем более не будут требовать устно передать какие-то пришедшие коды. Также нельзя под диктовку неизвестных устанавливать на смартфон неизвестные приложения. Как правило, это программы для удалённого управления устройством, — говорил в интервью нашему изданию руководитель пресс-службы полиции Хабаровска Кирилл Блинов. — Уже были случаи, когда доверившиеся неизвестным граждане ставили по присланным им ссылкам приложения, а затем наблюдали, как аферисты, получив удалённый доступ к телефону, оформляют на них кредиты.

В Хабаровском крае всё чаще отпор телефонным мошенникам дают пожилые граждане. Если кто-то на другом конце линии связи пытается выдать себя за попавшего в беду родственника и просит немедленно передать через знакомого деньги, достаточно перезвонить близкому человеку, от лица которого поступил звонок, и убедиться, что с ним всё в порядке.

Этот алгоритм стоит рассказать своим пожилым родным. Хотя нередко люди в возрасте учатся на своём горьком опыте. Хабаровской пенсионерке Эльвире Н. примерно с полгода назад позвонила неизвестная, представившись внучкой. Мол, допустила ДТП, сбила человека, срочно нужны деньги, чтобы решить вопрос о невозбуждении уголовного дела. Реальная родственница живёт в другом городе. Аферисты убедили пенсионерку не перезванивать ни внучке, ни другим родным. Злоумышленники также выяснили, что наличности немного, но уговорили её на следующий день сходить в банк и снять деньги. А имеющиеся дома 25 тысяч рублей пенсионерка передала приехавшему глубокой ночью курьеру. И только с утра ей пришло понимание, что она стала жертвой обмана.

— Недавно мне вновь поступил звонок. Опять женский голос, шум какой-то. Вновь меня пытались убедить, что это моя внучка. Попала в больницу, нужны срочно деньги на операцию. Потом даже «врач» со мной поговорил. Но я, в этот раз, действовала по уму: спросила, а в каком городе ты попала в больницу, в какую больницу? В нашем городе, поступил ответ. А в нашем, это в каком? Та замешкалась и повесила трубку, — рассказывает Эльвира Н.

Не меньше неудобств, чем телефонные мошенники, хабаровчанам приносят частые спам-звонки. Граждане придумывают свои способы противостоять и этой напасти.

— По несколько раз за неделю, а то и несколько раз за день звонят из различных банков и предлагают оформить кредит на выгодных условиях. Я уже стала отвечать на них просто. Говорю, что мне 85 лет, никто деньги в долг не даёт. А вы же мне дадите? Тут же на том конце провода вешают трубку, — поделилась советом хабаровчанка Олеся О.

Чтобы минимизировать количество мошеннических или спам-звонков, операторы связи, финансовые организации предлагают специальные программы, которые автоматически блокируют входящие вызовы от подозрительных абонентов. Полицейские также советуют не вступать в диалог с обладателями подозрительных номеров телефонов. Мошенники часто хорошо подготовлены и бывают крайне убедительны, так как хорошо владеют приёмами психологии. Причём настолько, что их жертвами становятся далеко не самые глупые люди. Среди них предприниматели, юристы, учителя и многие другие зачастую осведомлённые о подобного рода преступлениях люди.